+7 (928)052-02-27
Дагестан, город Дербент
Без выходных, с 9:00 до 21:00

Специальные цены на групповые экскурсии

Новости и акции
02.08.2019
ЖЕЛЕЗНАЯ ТРОПА
02.08.2019

 Экскурсионная программа развлекательного туризма:

 

- Виа-феррата 

- Зиплайн

- Матлас 

-"Каменная чаша"

- водопады

.....

*** Выезд возможен в любой день

 

 

29.07.2019
ГУНИБ
29.07.2019

- Памятник "Журавли"

- Смотровая площадка на Гуниб

- Беседка Шамиля

- Царская Поляна

- Березовая роща

- музей в Гунибе

- Обед/ национальная кухня Дагестана 

 

 

- Смотровая площадка на Чиркейское водохранилище

- Смотровая на ГЭС (плотина)

- Обзорная экскурсия по поселку Дубки

- Смотровая площадка на Сулакский каньон

- Смотровая площадка на Миатлинскую долину

- Бархан Сары- Кум

.................

#агабековалюдмила #турдагестан #экскурсииподагестану 

.................

Туры

    "Чох" по-аварски- стоянка, остановка. Аул Чох расположен в котловане Андалалской долины, окруженный со всех сторон горами. Местность красива необыкновенно. Где еще можно увидеть такой контраст природы: фантастические нагромождения скал, мрачные пропасти и ущелья, а в дали на горизонте сверкающие в лучах восходящего солнца снежные вершины.

   Чохское поселение- одно из самых древних на территории Северного Кавказа. Здесь когда- то была стоянка неолита. Оно было обнаружено в середине XX в.. В этой экспедиции академик Николай Вавилов убедительно доказал, что Дагестан входил в очаг происхождения культурных злаков. Именно здесь происходило становление производящего хозяйства- земледелия и скотоводства. Подтверждением служат, остатки близ села Чох, 6 тыс. лет до н.э.

   Летоисчисление Чоха как самостоятельного поселения ученые ведут с 1300 г. Первая крепость была построена 700 лет назад. Через Чох проходил Великий Шелковый Путь, 6 дорог которого упирались в Чох.

   Чох, как и все дагестанские поселения часто подвергался нападениям. Покидая захваченные аулы военочальники оставляли своих потомков в качестве правителей. В начале XIVв. арабский завоеватель Абу- Муслим объединил 12 мелких сел. Получился аул Чох, что в переводе таже означает "много" (выражение "чохом"). Аварское предание гласит, что Абу- Муслим, покидая Чох, оставил свою шашку, халат и знамя, своему сыну. При этом завещал в день Ураза- Байрам старшему из его рода подниматься на крышу соборной мечети и трижды махать шашкой в сторону аула Ругуджа, жители которого последними приняли ислам. Сам же Абу- Муслим погиб от стрелы, пущенной гидатлинцем, и похоронен в Хунзахе, склеп его сохранен до наших дней. Интересно, что старожилы Чоха, до сих пор помнят, как неукоснительно соблюдался этот наказ Абу- Муслима, еще несколько десятков лет назад.

   В истории Чоха немало событий, прославивших горцев. В 1742 г. здесь было разбито полчище Надир- Шаха. Тасмех- Кули- Хан под именем Надир- Шаха совершил много удачных походов, в т.ч. на Индостан- против великого могола Мохаммед- Шаха, и покорил его(1739г.). В этих боях погибло 200 тыс. индусов. Идти войной на Россию Надир- Шах побоялся. Но, нарушив Гянджинский договор, заключенный с русскими, решил покорить Дагестан. Ценой больших потерь, сломив упорное сопротивление горцев, он вторгся в Южный Дагестан. Действую огнем и мечем занял Казикумух. Пойти дальше он не решился и вернулся в Иран.

   В 1735г. Надир- Шах провозгласил себя шахом Ирана, а своего брата Ибрагим- Хана- правителем всего Кавказа. В 1738г. Ибрагим- Хан вторгся с 32- тысячным войском в Джар- Белокани, но попал в засаду горцев, его войско было разбито, а он сожжен живым. Чтобы отомстить за брата, в 1741г. Гроза Вселенной собрав 100- тысячную армии, вступил в пределы Дагестана. Озлобленный прежним поражением своих войск, шах уничтожил первые встретившиеся на его пути 14 аулов, сравнивая их с землей, беспощадно убивая женщин, стариков и детей. Крупное сражение произошло близ аулов Казикумух и Кубачи. Горцы самоотверженно защищались, но силы были неравны...

   Однако борьба продолжалась. В Аймакинском ущелье, 20- тысячный отряд иранцев был полностью уничтожен. Решающее сражение произошло под аулом Чох. Несколько суток здесь шли кровопролитные бои, горцы дорого отдавали свои жизни. К сражающимся подошло подкрепление из Аварии и других областей. Когда же ряды горцев сильно поредели, в бой вступили женщины. Натиск горцев был настолько мощным, что войска Надира дрогнули и начали в беспорядке отступать. На месте сражения "кровью потекли реки, алой кровью окрасились горы, черные ущелья были устланы трупами", - гласит лакский эпос. Поражение персов было полное. Шах и его свита чуть не попали в плен. Говорят, Гроза Вселенной плакал от досады, искал виновных, многих сгоряча казнил и кричал, что счастье покидает его. Бесславным оказался и его конец. Через 5 лет после разгрома под аулом Чох он был убит своим племянником Али- Кули- Ханом. А еще одна легенда гласит,... что Надир- Шах не успел вывезти казну, спрятал ее на Турчи- Даге под каменной глыбой, над которой высечено изображение подковы.

   Не обошла стороной Чох и Кавказская война XIX в.. В феврале 1849г. князь Аргутинский, узнав, что Шамиль собирает значительные отряды, остановился с отрядом на возвышенностях Турчи- Дага. Разработав план наступления, он двинулся к Чоху, который издавна служил средоточием воинственных мятежников. Появление войск произвело большой переполох в Чохе. Вереницы арб, нагруженных имуществом жителей, и гурты скота потянулись из селения. Чох опустел, в нем остались только его защитники, которые спрятались в укрепленных саклях. У Шамиля было 10 тыс. человек, расположившихся на левом берегу реки Кара- Койсу. Выбив горцев из первых завалов штыками, войска приступили к осаде. Укрепление Чоха упиралось с трех сторон в крутые недоступные обрывы. Оно состояло из стены, сложенной из булыжника; толщина, которых доходила до 2 м.. По углам были башни, а внутри укрепления на высокой скале стояла цитадель, в которой было заложено несколько сот пудов пороху на случай штурма. Укрепление имело два ряда бойниц и амбразуры. Сила позиции заставила князя Аргутинского- Долгорукого отказаться от штурма и вести осаду. 11 августа началась бомбардировка Чоха, которая которая продолжалась из 24 орудий целую неделю. Стены, построенные искусным египетским инженером, были разбиты, две башни разрушены. Шамиль приказал наскоро делать завалы из бревен и корзин, насыпанных землей. Учитывая, что за завалами находились сильно укрепленные высоты, взять которые было трудно при данных силах, а сохранить за собой Чох, ввиду его отдаленности, еще труднее, князь Аргутинский отменил штурм и 21 августа вернулся в ставку. Шамиль ушел в Дарго- Ведено, потеряв в этом походе 260 человек убитыми и 340 ранеными.

   Маленький аул Чох, с первого дня Великой Отечественной Войны проводил на фронт 300 земляков. Половина из них не вернулись с поля боя. Многие чохцы, очищая родную землю от врага и освобождая страны Западной Европы от нацистов, прошли фронтовыми дорогами от Кавказа до Берлина. Четыре жителя Чоха расписались на рейхстаге в Берлине. Чохцы бережно хранят память о каждом своем земляке.

   Однако в историю Дагестана Чох вошел как родина мыслителей, шейхов, военачальников, государственных и религиозных деятелей. Большую известность в XVIII в. получили выходцы из Дагестана- теологи, медики, поэты, логисты, юристы, филологи, астрономы и математики. Это родина Махада из Чоха (ум.1755) и Махада ал- Фулаки из Чоха (ум.1789). Культ образования и науки в Чохе до сих пор на высоте: только кандидатов наук- 130 человек. Чох- родина Али Алиева- спортсмена и врача, прославившего не только свой аул, Дагестан, но и Россию. Это один из первых российских спортсменов, который стал пятикратным чемпионом мира по вольной борьбе. 

 

   Кто не был в Дербенте, тот не был в Дагестане! Крепостные стены, каждый камень которых дышит древностью, музеи, мечети и храмы- это и еще многое другое ждет Вас в этом древнем городе.

   Дербент- это жемчужина юга России, один из древнейших "живущих" городов мира, город- музей под открытым небом. Он видел гуннов, скифов, римлян, парфян, монголов, арабов, персов, турок, ПетраI.Самой природой ему угатовано быть центром туризма и отдыха. Обилие солнечных дней, теплое море с песчаными берегами, уникальные памятники седой старины- все это создает благоприятные предпосылки для превращения Дербента в один из известных центров туризма.

   Дербент- единственный город античной эпохи, сохранившийся на своем историческом месте, среди всех городов Российской Федерации, центр развития и распространения трех крупнейших мировых религий: христианства, ислама и иудаизма.

   Жители Дербента умеют созидать, умеют строить мир. В 2006 году Дербент получил премию ЮНЕСКО как самый толерантный город мира. Ведь здесь, на маленькой территории мирно живут не только представители разных национальностей, но и представители разных мировых конфессий. Добавим к этому изобилие этнических сувениров, которые производятся в Южном Дагестане. Это лезгинские и табасаранские ковры, восстановленные оружейные ремесла, испикская керамика, изделия из шерсти и т.д. В итоге мы получим яркий коктейль для самого предвзятого туриста.

                                                                                              пресс релиз Агабекова Л.М.

 Религиозный туризм. Паломничество.

   Кайтагский и Дахадаевский районы необычны своим расположением и архитектуре. И именно отсюда в этот раз началось наше путешествие по стране гор.

   Точнее все началось со слов: "там на неведомых дорожках...", а закончилось словами замечательного поэта Р. Гамзатова:

      "...На гору взошел я и с той высоту,

           Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:

           "Немало краев повидал я, но ты

            По- прежнему самый любимый на свете"..."

   Суровая красота гор, четкие линии скал на голубом фоне неба, бездонного и бесконечного, как океан, по которому плывут причудливые облака. Изумляют серпантин и прекрасные дороги проложенные в горах. Но поворачивая на путь следования к святыни Дагестана "Кала- Корейш" осмелюсь заметить, что дорога к святыни только прокладывается, так сказать сейчас только "черновой проезд". Путь не безопасный, не легкий. Но, по прибытию на место, все трудности оказываются позади. Мы окунулись в особую атмосферу.

   Много мудрости хранит этот памятник архитектуры. Кала- Корейш, предположительно основан в VII- VIII веках, а именно корейшитами- представителями племени, к которому принадлежит пророк Мухаммед. Некогда, столица, Кала- Корейш, Кайтагского уцмийства- долгое время оставался культурным и политическим центром Кавказа. Располагался на вершине высокой горы учитывая удобное стратегическое положение- добраться куда незамеченным просто невозможно: со всех сторон пик окружали слияние пяти рек и отвесные обрывы. Это первое место распространения ислама на Северном Кавказе. Каждый август приезжают сюда паломники.

   Проходя по лабиринту Кала- Корейш восхищают древние постройки террасы спускающихся с вершины гор. О богатстве и силе города можно судить о дошедших до нас руинах и уцелевших постройках. Здесь располагалось множество объектов, которые мог позволить себе только богатый и важный город, это и мавзолей, саркофаги полуцилиндрической формы, мечеть и городская площадь, на которой вероятно когда- то кипел рынок, крупные дома, и множество других полуразрушенных памятников архитектуры, которые хранят в себе много мудрости. Но отдельного упоминания, повторяюсь, достойна защитная система города! Тщательно продуманная система обороны, а так же естественная горная крепость, защищали город со всех сторон, и к нему было трудно пробраться. На всех возможных путях подходах к городу располагались сигнальные башни, которые были построены на господствующих высотах и в случае нападения уже издалека видели неприятеля.

   На обратном пути наша машина немного перегрелась и необходима была получасовая остановка. Удивило теплое отношение местных горцев проезжающих мимо, все как один останавливались и интересовались нужна ли нам какая- нибудь помощь. Дружелюбие, взаимопомощь, сопереживание- вот черты, характеризующие местных жителей.

   Далее наш путь пролегал в аул Кубачи, 5 км. от Кала- Корейш. Добраться до Кубачи было гараздо легче, до самого аула ведет достаточно приличная дорога. Каменные каскады саклей, порожистые уступы, сбегающие вниз, напоминают водопад. Горные склоны чудесно усеяны цветущими пахучими кустарниками азалии.

   Впечатления колоссальные! Эмоций уйма! Еще не раз мы вернемся сюда, но с разными группами туристов в чудный уголок древности, окунутся в упоительную красоту застывших картин далекого прошлого, олицетворяющие величие пережитой истории, чтобы сегодня удивлять и восхищать тысячи туристов со всего мира.

   Предлагаю почувствовать свободу от суеты и присоединиться к нашим путешествиям по уникальному Дагестану. turdagestan.ru

                                                                             авторский релиз Агабековой Людмилы

    

   Тысячи туристов решаются на поездку в Дагестан, ведь здесь действительно есть на что посмотреть. Вот и наши друзья из Ярославля Денис и Александр решили преодолеть не легкий путь и полюбоваться красотами Дагестана. Впечатления превзошли все ожидания. Восторг нахлынул на Александра когда впервые увидел единственную в мире скалу- мемориал "Профиль Пушкина", расположенную в окрестностях города Избербаш. Ландшафтный памятник природы, удивительно напоминающий орлиный профиль великого поэта устремившего свой взгляд с вершины горы в морскую даль.

          Есть такая гора в Дагестане,

          Что один поворот головы-

          И в далеком ее очертанье

          Профиль Пушкина видите Вы.

                       ...

          Не мираж,чья мгновенна причуда,

          Не усталого зренья обман,

          Эту явь, это зримое чудо

          Знает с гордостью весь Дагестан.

 

   Остановку сделали в Дербенте- городе- музеи под открытым небом, жемчужине туризма юга России. Остановились в гостиничном комплексе "Ассорти". В первый день решили не покидать гостиницу, отдыхать, загорать наслаждаясь свежим морским воздухом, безграничным Каспийским морем, ощутить свободу от городского шума и суеты.

   Затем начали планировать поездки, проникнутся духом Дагестана. Но, так как ребята приехали всего на несколько дней конечно же все и сразу было невозможно. Свой выбор, на первый раз, остановили на посещении Гуниба, Хунзаха и если возможно горы Шалбуздаг. Конечно, не обошлось и без форс мажора, но всегда и во всем нас сопровождают плюсы и минусы, и от каждого из нас зависит какую пользу мы для себя извлечем. Мудрое высказывание гласит, что во всем нужно видеть хорошее. Но обо всем по порядку...

       Гуниб и Хунзах.

   С раннего утра дружной компанией мы отправились в Гуниб и Хунзах, также в надежде увидеть Гимринский автодорожный тоннель- самый длинный тоннель на территории России, протяженностью 4.304 метра, а также проверить так называемое аномальное явление не доезжая до тоннеля. А именно то, что неподалеку от тоннеля есть подъем и если остановить машину на нем, то она не будет скатываться, как должно быть, а наоборот будет потихоньку подниматься вверх. И еще говорят, что если на этом месте вылить воду, то вода не разольется на асфальт, как должно быть, а будет каплями подниматься к небу. И вот все в ожидании проверки этих чудных явлений ехали по дороге. Но, к сожалению, нам не удалось проверить этот факт, так как в этот день тоннель был закрыт на техническое обслуживание. Вот и первый небольшой минус на нашем пути.

   Но, огорчению не было места, так как по дороге нас сопровождало особое очарование живописной природы Дагестана. Яркие и красочные впечатления остались у нас в памяти. Горы покрыты как будто пестрым восточным ковром, по которому бегают стада домашних коз. Райские уголки на земле, поражающие воображение человека впервые их увидевшего. Здесь растет огромное количество разнообразных деревьев и цветов. Впечатляющее зрелище.

   День подходил к концу. Наша поездка завершилась ужином в прекрасном окультуренном уголке природы, где располагался небольшой ресторан и зоопарк. Еда была превосходной, а прогулка среди клеток с дикими животными познавательной, веселой и немного грустной. Грустной от того, что животные в неволе. Познавательной и веселой от того, что мы увидели воочию экзотических животных, а самой приветливой оказалась маленькая свинка, которая махала хвостиком и ела из наших рук травку.

       Шалбуздаг.

   На другой день Денис и Александр уже без сопровождения, с первыми лучиками летнего солнышка отправились на величественную гору Шалбуздаг, высота которой 4.142 метра над уровнем моря. Она принадлежит к высочайшим горам восточной части Кавказа.

   Столетиями на вершину этой горы совершается паломничество местных жителей, много кто приезжает сюда найти покой и уединение. Постепенно, это паломничество вплелось в религиозную практику местных верующих мусульман, и так гора стала одной из главных природных святынь всего исламского мира. Индустрия религиозного туризма, обслуживающая многочисленных паломников из многих регионов России, Востока и Средней Азии, активно развивается, особенно в последние годы. Предания также гласят, что эта вершина одна из самых высоких в мире и покорив которую можно надеяться на исполнение своего заветного желания.

   Посещение этой горы начинается с 20-х чисел июля и заканчивается в 20-х числах августа. Наши друзья были так увлечены красотами Кавказа, что отправились в путь 20 июня и не сколько не пожалели.

   Но и здесь пришлось столкнуться с небольшим минусом в том, что очень хотелось увидеть озеро, источник Зам- Зам, которое находится посреди двух скал на вершине Шалбуздага. Считается, что вода в этом озере исцеляет от любых болезней. Кристально чистая вода заряжена самой природой целебными свойствами. А еще говорят, что вода в озере обжигающе холодная и настолько чистая, что можно увидеть все камушки лежащие на дне, и монетки брошенные туда не просто идут на дно, а погружаются, кружась вокруг своей оси. Это проверить тоже не удалось, так как ребята впервые совершали восхождение на гору Шалбуздаг и немного заблудились, не найдя дорогу к озеру.

   Подъем на гору начинался с посещения святилища "Пир Сулеймана", одного из священных мест для мусульман Дагестана. Для поломников здесь создали все необходимые условия для исполнения религиозных ритуалов. Так же здесь бесплатно накормят и дадут горячего чая.

   Согласно легенде на одной из возвышенностей горы находиться коридор- узкий проход, который по приданиям могут пройти только люди с чистой душой и совестью. На самой вершине, на площадке 2 на 2 метра находиться Пир Эренлер- небольшая поляна, на которой ничего не растет. Кругом стоят лишь камни разной величины, обвязанные отрезами материи, а также имеются 3 плиты, под которыми узкие проходы. Для того, чтобы их пройти необходимо проползти на четвереньках. Сделать это надо трижды, загадав самые заветные желания. Слева в ряд стоят гигантские высотой в девятиэтажный дом глыбы. Но, и это увидеть не удалось из- за того, что заплутались в пути.

   Не смотря на это, поход оказался интересен и увлекателен. Упоительные красоты горы- последний штрих природы. Шалбуздаг красив неописуемо и красотой этой манит к себе. Подъемы довольно круты. Большой кавказский хребет украшен серебристо- каштановой короной Шалбуздаг. Природа этих мест уникальна, с отвесных скал и до самой вершины горы здесь покрыты альпийскими лугами, разнообразна флора и фауна. Узенькие тропинки усыпаны мелкими камушками, из- за которых приходиться время от времени хвататься за все встретившиеся для того чтобы не скатиться вниз.

   В конце пути, наверху ждет незабываемой красоты пейзаж: с высоты 4.142 метра, как на ладони, видны окружающие горы и долины. Далеко внизу парят черные точки орлов, и тонкой цепочкой вьется вереница поднимающихся паловников. Кристально чистые ручьи, зарождая жизнь, стекают вниз и устремляются на равнину, утоляя жажду всего живого на своем пути. Внизу, в долине реки Самур, виднеются многочисленные аулы, утопающие в зелени садов, а далеко на востоке видна полоса голубого Каспия.

   И вот на этой ноте путешествия по Дагестану наших друзей закончились, но это еще не конец. Несмотря на некоторые форс мажоры, впечатления от увиденного потрясающие. Ландшафты, пейзажи не оставили равнодушным никого. И поэтому уезжая Денис и Александр не прощались с Дагестаном, а лишь сказали: "До свидания".

   До свидания наши милые друзья! До новых встреч и новых открытий в уникальной точке России!

                                                                               авторский релиз Агабековой Людмилы

 

 

 Как роза распускается Дербент

И с лепестков роса спадает

Не молод ты, но ты велик!

Дербент родной,

Ты город вдохновенья!!!

     .....

Ты сохранил историю веков,

Загадки прошлого в тебе сокрыты

Ты был пристанищем для моряков,

И утешеньем для простого люда!

     .....

О, мой Дербент!

Ты пережил страданья, войны, разрушенья.

И много воплей слышалось в тебе.

Но не смогли склонить тебя цари земные.

И ты остался жемчужиной Земли!

 

Агабекова Людмила М.

 

 .....о Дербенте .....

...огромного удава, который под чешуей домов растянулся с горы на солнышке и поднял свою зубчатую голову крепостью Нарын, а хвостом играет в Каспийском море ...

 Железные Ворота Дербента.

     ...на престол Грузии вступает достойнейший из царей: Это Давид III (Давид Строитель/ Возобновитель, 1089 г.). Он противопоставляет варварам варваров, вооружает хазаров против турок и, освободив свою страну оставляет престол Димитрию I.......

    ...опусташает город Дербент и увозит его железные ворота в Имеретию, в монастырь Гелат; одна половина их сохраняется там до сих пор, а другая отобрана турками.

                                                           .......................................

     грузинское народное предание ... Ворота Дербента

   Один грузинский купец повез на продажу товары в Дербент. В пути напали на него, оказывается, лезгины и отняли все дочиста. Купец пошел жаловаться правителю лезгин.

 - В твои владения я прибыл, товар привез на продажу. А твой народ ограбил меня дочиста. Прошу справедливости. Вели вернуть мне награбленное. 

 - Откуда ты родом? - спросил правитель лезгин.

 - Грузин я.

 - Вот и отправляйся в Грузию, припади к ногам твоего царя Давида и проси у него справедливого суда, - сказал ему лезгин.

 - Суда у тебя я прошу. Не то, если узнает о случившемся царь Давид, несдобровать тебе. 

 - Гм! Несдобровать? А что сделает со мною Давид? Уж не снимет ли ворота Дербента?

 Купец вернулся в Грузию и обо всем рассказал царю. Не забыл передать и слова лезгина: "Уж не снимет ли Давид ворота Дербента".

   Давида обидело поведение правителя лезгин. Он повелел привести тысячу лошадей, заказал две тысячи вьючных корзин и посадил в каждую из них по вооруженному грузину. Проводников одел в купеческие одежды, потерпевшему купцу царь велел ехать впереди. Отправил царь караван в Дербент, а сам поехал следом.

   Приблизившись к Дербенту, Давид послал гонца к правителю лезгин: везу, мол, товары на продажу, откройте ворота города.

   Лезгины обрадовались, решили, что снова будет чем поживиться, и открыли ворота. Настала ночь. В полночь Давид велел открыть корзины и выпустить оттуда вооруженных воинов. Три тысячи отборных храбрецов были готовы к бою. Захватили они Дербент. Отняли городские ключи у правителя лезгин. Давид повелел снять железные ворота, охранявшие въезд в Дербент, запряг в них лезгин и так привез ворота в Гелати ( в основе предания лежат исторические данные. По описанию географа Вахушти Багратиони, в монастыре Гелати "повешены ворота железные, привезенные Давидом Строителем из Дербента". Их и сейчас показывают в Гелати, но как ворота, снятые с города Ганджи. Мотив воинов, обманным путем на мулах ввезеных в город, встречается и в народном варианте "Бежаниани", эпизоде из "Шах- наме", где герой Ростом ввозит так своих воинов во вражеский город.)

   Правителя лезгин, однако, он простил и отпустил его с миром. Тогда получивший свободу правитель сказал Давиду: 

 - Благодарю за милость, но прошу тебя: даруй мне землю хоть размером с кожу быка, чтоб мог поселиться я на ней.

 Давид исполнил его просьбу. Правитель лезгин велел принести кожу быка, нарезал ее на тонкие тесемки, связал их одну с другой так, что ею стало возможно охватить весь Дербент. Нечего было возразить Давиду, и Дербент вновь остался лезгинам. 

   

 Хинкал

   Дагестанцы- очень гостеприимный народ. Каждый горец считает за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. Гостю подают самую лучшую пищу. Одна из древних традиций Дагестана заключается в том, что хозяйка перед обедом или ужином всегда оставляет порцию пищи на случай, если неожиданно придет гость. Гость в дом- счастье в дом, так говорят дагестанцы. И неизменным атрибутом гостеприимства этой солнечной страны гор, конечно же, являются национальные блюда дагестанской кухни.

   Визитная карточка дагестанской кухни- хинкал. Это как галушки в Украине, плов в Узбекистане и долма в Азербайджане. Правда, есть некоторые отличия. Например, кумыкский и лакский хинкал напоминает пельмени. Начинку делают из баранины или сыра. Хинкал может подаваться отдельно или с бульоном из баранины. В Дагестане считается, что, если девушка хочет удачно выйти замуж, она просто обязана уметь вкусно готовить это блюдо...но, об этом чуть ниже :)

   Горцы всегда были довольно равнодушны к еде. Они воспитывались в строгости; сдержанность, в том числе в еде, считалась достоинством. За столом преобладали мучные блюда, мясо и молочные продукты. Но при том разные дагестанские общества старались отличиться в приготовлении своего блюда, сделать его как можно вкуснее. Так появились разновидности хинкала. 

   У славянских народов хорошая хозяйка определяется умением готовить традиционный борщ и печь пироги, у дагестанцев же хорошая хозяйка просто обязана продемонстрировать свое мастерство в приготовлении хинкала. Каждая невеста должна уметь готовить хинкал. Согласно дагестанскому обычаю в первый день замужества ( а то и в первую ночь) девушку просят приготовить хинкал для всех друзей мужа. Если она приготовила вкусный хинкал и гости его оценили, считается, что молодых ждет долгая и счастливая жизнь.

   Рецепт хинкала родом из Дагестана. Причем его можно без преувеличения назвать одним из самых известных в мире местных блюд. В оригинале рецепт дагестанского хинкла- это кусочки теста сваренные в мясном бульоне. Подают эти самые кусочки теста- хинкалины, вместе с бульоном, мясом и специально приготовленным соусом. Не смотря на то что блюдо кажется очень простым у него есть множество разновидностей, которые разделяют в основном по регионам: лезгинский (кумыкский), аварский, лакский, даргинский, татский, чабанский ... Список может быть продолженв соответствии со всеми проживающими на территории Дагестана народами, каждый из которых неповторим и самобытен.

   Аварский хинкал, его еще называют слоенный хинкал- готовится в виде ромбов толщиной около 1 см. и прокалывается вилкой; даргинский- для него тесто раскатывается очень тонко, делится на кусочки, посыпается грецкими орехами, ореховой травой и скатывается рулетиками (в виде розочек); лаский- раскатывают колбаской, нарезают  кубиками и варят в мясном бульоне; лезгинский- раскатывают тонко тесто, нарезают маленькими квадратиками и отваривают в мясном бульоне; чабанский хинкал предусматривает раскатывание теста колбаской и отщипывание кусков небольшого размера, затем кусочки теста отвариваются в бульоне. Выглядит хинкал не везде одинаково, но на вкус похож независимо от региона.

   Одни считают хинкал первым блюдом, другие- вторым. У народов Дагестана это блюдо считается одновременно и первым и вторым блюдом, и самое интересное, чтобы хозяйка не поставила на стол, хинкал остается самым успешным блюдом на столе.

                                                                                              Агабекова Людмила М.

   

 

  Слышали когда- нибудь про Гоор и Кахиб? "Страну башен", о памятниках вольных сел Аварии среди слоеных, будто рваных, выветренных гор. Но это все слишком прозаично. Начнем с начала. Для того отправляемся в Шамильский район.

   Кахиб- одно из древнейших аулов Дагестана. Старых Кахиб- Бакдаб и его боевые башни были построены в VIII- X века. Местности селения Бакдаб были заселены еще в каменном и бронзовом веках. Доктор исторических наук О.М. Даудов, изучив археологические находки, найденные в окрестностях селения Бакдаб, утверждает, что они относятся к VII- IV векам до н.э.

   Селения вольных обществ жили своим адатом, забравшись на крутые склоны и грозно ощетинились боевыми башнями.

   Кахиб- это общее название трех аулов и многих хуторов. Слово "Кахиб" образовано от грузинского слова "Кахи", что означает скудная горная местность.

   В 1764 г. был образован "Кахибский кантон". К XI веку Кахиб вошел в число тринадцати крупных аулов, таких как Хунзах, Кумух, Ахты, Урада, которые были основными центрами торговли и хозяйственной деятельности. В Кахибе было развито производство холодного оружия, украшений, паласов, шуб, обуви, резьба по дереву, камню, выделка овчин. Развитию аула способствовало то, что он находился "на Великом пути народов" от Самура до Ведено.

   Кахиб называют аулом Алимов. Турецкие архивные источники сообщают об алиме Тидури ибн Илбузар (Кахибском). Кахиб- родина трех шейхов: Хасана Хильми афанди, Хабибула Хаджи, Мухаммадарифа- афанди. В Кахибе открыт мемориал- зиярат трех названных шейхов.

   Старый Кахиб был известен на всем Кавказе, как неприступное сооружение. История помнит лишь один прорыв захватчиков, и было это во времена нашествия татаро- монголов. После этого печального события прямо над пропастью и над селом горцы возвели дозорные башни, которые датируются VIII- X веками. Такая защита была непреодолима для любого завоевателя. Только один мост через каньон горного ручья связывал Старый Кахиб с миром. Дома в Старом Кахибе были построены в стиле горской архитектуры, где крыша одного дома служила двором для другого. Здесь собирался джамаат, нередко и свадьбы справляли. Улочки и переулки в селе были очень узки, а сакли прилегали друг к другу так тесно, что со стороны казалось, будто они растут из самого утеса. Под этими домами были специальные подземные ходы, которые служили для безопасного передвижения. Схема этих ходов сохранилась на камне в старой мечети и по сей день.

   На окраине села Бакдаб прямо в скалу втиснуты старинные надгробия- это памятники святым.

   В старом селе есть мечеть. На ее стенах с внутренней стороны вытесаны языческие рисунки, они считались амулетами. 

   В современном Кахибе находится сельская библиотека, в которой рассположен краеведческий музей.

   Из Бакдаба видно еще одно заброшенное село- Гоор. Расстояние между ними- минут 15 на машине,и минут 40 пешего хода вверх по склону. Говорят, что в селе есть Девичья скала, оттуда девушки бросались из-за несчастной любви.

   Древний Гоор- край башен. Поражает оригинальностью архитектуры и необычайное мастерство средневековых строителей в этом труднодоступном горном уголке. Здесь буквально каждый камень является немым свидетелем истории. Гоор искусно вписанный в террасированный ландшафт, производит неизгладимое впечатление на наблюдателя.

   Время основания старого Гоора точно не известно, но ученые археологи по керамической посуде определили конец XVII- начало XVIII века. Многие предполагают, что название села произошло из- за того, что здесь постоянно дуют сильные ветры "Гьури- Гьоор". Жилища строились в основном полтора- двух этажные. Обычно, на первом этаже располагался хлев для скота.

   Особо следует отметить оборонительные сооружения- башни. Высота башен составляет 10- 15 метров, строго четырехуголное, четырехэтажное, с внутренним входом. В башнях имеются специальные окошки, из которых в случае нападения врагов велась стрельба. Есть предания, что между этими башнями поддерживалась связь и подземным ходом. Жители села могли выдержать длительную осаду, так как в башнях находились запасы пищи на длительный срок. Башни строились тухумно и запасы пищи делались тухумно. В жилищах окна и двери делались маленькими и закрывались ставнями.

   Основными видами занятий у гоорцев были земледелие и скотоводство. Все жителя Гоора были равноправны. Представителей высшего сосоловия в Гооре не проживало, но были люди, которые выделялись богатством, большими землями и скотом.

 

   После Гоора, примерно через 30 минут езды на машине, есть сад... С краю сада течет речка, через нее перекинут старинный каменный мост. Здесь расположена старинная церковь Датуна- христианский храм, добраться до которой можно вверх по устью реки. Церковь возведена грузинскими миссионерами.

   Расположен храм внутри глубокого скального каньона в ущелье Хатан- Бугеб- ккал ( с аварского означает "Воскресное ущелье"). Примерно 10 минут пути по речным камням до церкви. Небольшое четырехугольное, бескупольное здание(по образцу грузинских некупольных храмов), построенное из аккуратных блоков золотисто- бежевого песчаника- примерно, в конце X- начале XI века. Заброшена церковь еще в XIII веке. В одной из частей постройки имеются двойные стены, в которых расположены кельи. Говорят, в них сидели монахи. Так они отдалялись от мирской суеты, и им открывался дар предвидения.

   Крыша покрыта черепицей. Храм имеет три входа- центральный с севера, и еще два с запада и востока. Храм окружен скалами и как будто специально скрыт от всех. 

   

 

     Салта- село в Гунибском районе Дагестана. Образует сельское поселение "село Салта".

     Существует несколько версий происхождения названия Салта:

 1. Первая версия утверждает что название произошло от аварского слова "сали"- песок, т.е. "Салта- аул на песке"

 2. Название села могло произойти от слова "сала" что означает благородный, величественный.

     Ровно 150 лет назад, в сентябре 1847 года, царские войска штурмом овладели аулом Салты. Это было одно из самых кровопролитных сражений в истории Кавказской войны. Салтинское сражение во многих отношениях было особенным. Впервые в здешней войне система подземелий и закрытых сообщений с бойницами была доведена до совершенства, и впервые в истории русской армии она была использована в Салтах. Впервые на Кавказе в боевых условиях были применены мины, и впервые, в свою очередь, горцы использовали противоминную тактику. А кто из нас не знает о том, что во время Салтинского сражения впервые великий русский хирург Николай Иванович Пирогов в полевых условиях применил эфирный наркоз- обезболивающее средство при операциях раненных.

     Остается сказать и о том, что героическая осада Салты вошла в историю Кавказской войны, где проявились наиболее полно любовь дагестанцев к Отчизне, их высокие моральные и нравственные качества.

     Здесь же находится Салтинский водопад- единственный в Дагестане подземный водопад. Он является памятником природы республиканского значения. Ущелье, которое ведет к водападу, достигает 40 метров в ширину, его длина почти километр, а высота 20 метров. Водопад образует речка Салтинка, которая проходит через удивительно красивый Кудалинское ущелье, и не доходя до аула Салта вдруг неожиданно исчезает, низвергается вглубь земли, где и образует красивейший водопад, который падает с 20- метровой высоты сквозь камни.

                                                                                                   Людмила Агабекова