+7 (928)052-02-27
Дагестан, город Дербент
Без выходных, с 9:00 до 21:00

Специальные цены на групповые экскурсии

Новости и акции
02.08.2019
ЖЕЛЕЗНАЯ ТРОПА
02.08.2019

 Экскурсионная программа развлекательного туризма:

 

- Виа-феррата 

- Зиплайн

- Матлас 

-"Каменная чаша"

- водопады

.....

*** Выезд возможен в любой день

 

 

29.07.2019
ГУНИБ
29.07.2019

- Памятник "Журавли"

- Смотровая площадка на Гуниб

- Беседка Шамиля

- Царская Поляна

- Березовая роща

- музей в Гунибе

- Обед/ национальная кухня Дагестана 

 

 

- Смотровая площадка на Чиркейское водохранилище

- Смотровая на ГЭС (плотина)

- Обзорная экскурсия по поселку Дубки

- Смотровая площадка на Сулакский каньон

- Смотровая площадка на Миатлинскую долину

- Бархан Сары- Кум

.................

#агабековалюдмила #турдагестан #экскурсииподагестану 

.................

Туры

   Хнов ( рутульское- Хин)- высокогорное рутульское село в Ахтынском районе Юждага.

 

   Хнов расположен на самом юге Республики Дагестан. На юге Ахтынского районе, между отрогами Главного Кавказского и Гельмец- Ахтынского хребтов. При впадении рек Кизилдере и Даличай в реку Ахтычай.

   По национальности население представляет рутульский этнос. По вероисповеданию хновцы мусульмане- сунниты.

   Еще в конце XIX века хновцы были указаны как лезгины, и нередко хновцы считают себя лезгинами. Особенно это распространено среди хновцев, живущих в соседней Азербайджанской Республики. Это связано с тем, что исторически хновцы очень интенсивно контактировали с лезгинами.

   Жители хнова разговаривают на хновском говоре хновско- борчинского диалекта рутульского языка. Конечно, хновский диалект имеет много расхождений с литературным рутульским языком, однако, это обычное явление для дагестанских языков и хновский говор в этом случае является скорее правилом, нежели исключением.

   В 1846 году через Хнов русскими военными инженерами была проложена Военно- Ахтынская дорога, для чего в скальной породе был пробит тоннель, которым хновцы пользуются и ныне.

   Достопримечательности Хнова:

- В урочище Урумуд на высоте 3.100 метров расположено три высокогорных озера "Ноур" длиной 300 метров, ширина 250 метров. В селе находятся термальные углекисло- щелочные источники. В 2-3 километрах южнее Хнова в ущелье Кизилдере расположено медно- колчедановое месторождение "Кизил- дере".

- В пойме реки Ахтычай в черте села расположен арочный мост с любопытной историей: на следующий же день после завершения его строительства река изменила свое русло. 

- Мечеть XVIII века

- Памятник Герою Советского Союза Гасрету Алиеву

- Обелиск в память хновцев, павших в Великой Отечественной войне.

- Близ села Хнов сохранились развалины древней крепости.

                                                                                 Людмила Агабекова

Обо всем говорите друзья

Ведь начать отношения не сложно.

Сохранить, укрепить и продолжить

Вот что самое трудное в жизни,

И возможно лишь только...

Если есть настоящая взаимная любовь.

....

И при ссоре не нужно кричать, расставаться

Не бывает слишком сладко все в жизни,

Ко всему Вы должны быть готовы,

Вместе трудности все пережить.

Лишь мгновения строят века,

И из мелочи строятся жизни.

....

Время больше уделяйте любимым,

Не друзьям, не тусовкам, или работе...

А любимым... поймите л ю б и м ы м...

Укрепляйте и развивайте,

Ту любовь, которая рождается на свет при Вашей встрече.

....

Только искренность, честность, открытость

Вам поможет души тепло сохранить.

И любовь будет крепче и ярче,

Души сольются в унисон.

....

Вот что главное в жизни нашей...

Однозвучие сердец.

Не забота, не суета,

Не машины, не карьера,

Не прическа, не стильность, не пышность,

А родная душа...

Блеск любящих глаз.

....

Ведь бывает и так,

Что порою... не тому ты всю душу отдал...

И любовь никогда не вернется в твое сердце,

Ведь утрачена вера в нее.

....

Дорожите любимыми искренно...

Ты спешить будешь только в тот дом,

Где встречает блеск любящих глаз,

Вот о чем я сейчас Вам пишу!

Дорогие друзья не забудьте,

Нет на свете ценней

Чем любящее сердце...

                                                                                     14.02.17 Агабекова Л.М.

 

 

     В одной из грузинских летописей говорится, что все народы Кавказа происходят от правнука Ноя- Таргамоса. Таргамос имел 8 сыновей, жил спокойно возле Арарата, но его дети разошлись в разные стороны и положили начало особым народам. От Гайкоса произошли армяне, от Картоса- грузины. Кавказос положил начало другим кавказским народам. Лекос пошел в Дагестан .....

     Лекос (груз.лек, лекас, лекан)- легендарный первопредок- эпоним "леков", которыми по грузинской легенде, считаются горские народы Дагестана без каких либо исключений .... или ....

     Грузинское наименования "леки" в корне связывается с дагестанскими этнонимами "лак" и "лек", как это отмечают такие исследователи, как Услар, Лавров и Минорский, которые также принимают во внимание дагестанский этноним "лезги", как метатизированную форму слова "лекзи". Античные авторы называют лезгин именем "леги", армянские и грузинские - "лекос", арабские- "лакз". В итоге, экзоэтноним "леки" имеет непосредственное отношение к этнониму лакцев и лезгин.

     Согласно Леонтию Мровели, Лекос был пятым сыном (или потомком) Таргамоса, который "дал Лекасу земли от моря Дарубандского до реки Ломека, к северу до Великой реки Хазарети".

     "... у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасианов- у всех тих народов был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета- сына Ноева. Был тот Таргамос героем. По разделении языков, когда воздвигали башню Вавилона, различались и рассеялись оттуда языки по всему свету. Пришел Таргамос со всем племенем своим и утвердился между двумя недоступными человеку горами- Араратом и Масисом. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. И не вмещали их земли Арарата и Масиса. Страны же той, что достались им в удел, сии суть рубежи: с востока- море Гургенское, с запада- море Понтийское, с юга- море Оретское и с севера- горы Кавказ. Среди сынов его отличились восемь братьев, герои многосильные и славные, которых звали так: первого- Гаос, второго- Картлос, третьего- Бардос, четвертого- Мовакан, пятого- Лекос, шестого- Эрос, седьмого- Кавкасос, восьмого- Эгрос ...".

     Таковы факты согласно летописи "Картлис цховреба" Леонти Мровели.

     Термин "лезги" в письменных источниках известен уже с XII века, но это название не являлось а прошлом самоназванием для отдельной дагестанской народности, оно было "совершенно чуждо дагестанским горцам". В Царской России и у тюрков название "лезгины" употреблялось в качестве термина для обозначения многочисленных горских племен, населявших Дагестанскую область и отчасти южный склон Главного Кавказского хребта. У русских то название использовалось по отношению к южным дагестанцам, в то время как северных именовали тавлинцами (преимущественно аварцев). Начиная с конца XIX - начала XX в.в. термин "лезгины" стал употребляться в основном применительно к нынешнему народу. После 1920 года этноним "лезгины" превратился в наименование одного из горских народов Дагестана, известного под ошибочным названием кюринцы. О том, что уже в 1860-х годах термин "лезгин" начал использоваться в качестве самоназвания одного из дагестанских народов.

     "Леки- это, несомненно, нынешние лезгины, с глубокой древности живущие на территории занимаемой ими в настоящее время. Частое употребление в Грузии терминов "лек", "лекеби", а в Азербайджане- "лезгиляр" послужило причиной того, что под лезгинами стали подразумевать всех жителей горного Дагестана. Между тем с термином "лезгин" надо увязать, собственно, самих лезгин и народности близкой к ним языковой группы ...."  писал М.М. Ихилов

     Об употреблении этнонима "лезгины" говорилось и в Малой советской нциклопедии 1931 года: "Лезгины, название, неправильно относимое ко всем горским народам Дагестана. Лезгины, в более правильном смысле слова,-  лезгинская (кюринская) группа дагестанских народов, к которой относятся лезги (лезгины, или кюринцы, в узком смысле слова)."

     .... немного фактов ....

     В песенном фольклоре центральное место принадлежит лирическим песням танцевального характера с яркими инструментальными разделами; сама инструментальная музыка насыщена мелизматикой. Народное искусство также представлено танцами, среди которых, в частности, знаменитая "лезгинка", распространенная среди народов Кавказа, лезгинский сольный мужской и парный танец. Существуют более спокойный мужской танец зарб макьам, а также медленные плавные танцы Ахты- чай, Перизат Ханум, Усейнел, Бахтавар. Также известен лезгинский танец Рипе Кюль.

     Первый лезгинский театр возник в 1906 году в селе Ахты. В 1935 году на базе полупрофессионального коллектива был создан Государственный Лезгинский музыкально- драматический театр имени С. Стальского. В 1998 году в Азербайджане был открыт Государственный лезгинский театр, расположенный в Кусарах.

     В танце используются два образа. Мужчина двигается в образе "орла", чередует медленный и стремительный темп. Самыми трудноисполняемыми и эффектными движениями являются танцевальные движения мужчины, когда он на носках, раскидывает руки в разные стороны. Женщина двигается в образе "лебедя", завораживая грациозной осанкой и плавными движениями рук. Женщина увеличивает темп своего танца вслед за мужчиной. Не случайно этот танец, распространенный среди всех кавказских народов, был назван в соответствии с древним тотемом лезгин: слово "лек" (лезг.лекь) означает орел.

     Эпическим памятником лезгинского фольклора является героический эпос "Шарвили", который, как считают собиратели этого литературного памятника, относится к XI- XII вв. Эпос сохранился лишь в прозаических и стихотворных отрывках. Классиком лезгинской литературы был поэт XIX века Етим Эмин. Среди видных представителей того периода также можно выделить Молла Нури, Хпедж Курбана, Сайфуллу Курахского, Гаджи Ахтынского и др. В начале XX века начинает свое творчество поэт- ашуг Сулейман Стальский, прозванный М. Горьким "Гомэром XX века". Поэт своим творчеством поднял фольклор до уровня литературы, обогатив ее жизнеспособными традиционными формами.

     Традиционная одежда лезгин сходна с одеждой народов Дагестана: у мужчин- рубаха, шаровары, бешмет, черкеска, папаха, в холодную погоду- башлык и овчинная шуба, которая имела разновидности. Женщины носили рубаху- платье, цветные шаровары, бешмет, чухту, головные платки разнообразной формы и цвета. Из украшений были распространены мужские и женские серебряные пояса, головные и нагрудные украшения, браслеты, кольца. Детская одежда по покрою не отличалась от одежды взрослых: она была ее уменьшенной копией.

     Основа традиционной пищи- растительная (зерно, бобы) и мясомолочная. Хлеб из пресного и кислого теста, выпеченный в традиционных хлебных печах- хъаре. Лезгинский тонкий хлеб пользуется в городах Дагестана популярностью. Кроме хлеба, наибольшей популярностью пользовались и пользуются сегодня различные пирого (афарар) с начинкой из съедобных трав, мыса, творога, цкIан. Популярны хинкал, суп с мясом (шурпа), дулма, шашлык. Мясо использовали как в свежем, так и сушеном виде, значительное место в рационе занимали молоко и молочные продукты. Из напитков наибольшее распространение имел тIач- слабокислый напиток, приготовленный из проросших зерен пшеницы. Ритуальной едой служили гиmI (сваренные вместе зерна пшеницы, кукурузы и сущеные бараньи ножки), иситIа (халва из пшеничной муки), хашил (мучная каша).

                                                                                                         Людмила Агабекова

     

 

     Кезеной- Ам (Эйзенам, Голубое, Большое Форельное, чеч.Къоьзана Iам, Эйзен Iам)- завальное озеро на границе Веденского района Чеченской Республики и Ботлихского района Дагестана. Относится к бассейну реки Сулак.

     В озере присутствует форель, откуда оно и берет свое название Кезенойам или же Большое Форельное.

    Озеро образовалось после землетрясения в результате горного обвала, произошедшего в древние времена. Этот обвал перекрыл ущелья двух рек Каухи и Хорсум и создал на конце юго- западной "лопасти" естественную гигантскую плотину высотой около 100 м. Реки Кауха и Хорсум полностью заполнили закрытое плотиной горное ущелье, вследствии чего образовалось удивительное горное озеро.

     Гидрологический памятник природы регионального значения. Расположено в поясе субальпийских лугов. Питается от впадающих водотоков и подземных вод. Поверхностного стока не имеет. Уровень воды подвержен сильным колебаниям, как сезонным, так и многолетним (в пределах 6-8 м.), которые зависят от количества осадков в пределах его водосбора. Летом вода в озере прогревается до 17- 18 ºC. Толщина ледяного покрова зимой достигает 60-80 см. Объем воды- 62 км³. Площадь поверхности- 1,7 км². Высота над уровнем моря- 1854 м.

     С высоты перевала Харам открывается удивительно красивая панорама: широкая долина с голубовато- лазурной чашей озера. Еще одной особенностью озера является то, что на нем практически никогда не бывает волн, именно поэтому в 70-е гг. XX ст. здесь построили первоклассную олимпийскую базу по гребле. В те годы то было прекрасное место для отдыха, как для местных жителей, так и для туристов. 

                                                                                                                          Людмила Агабекова

 .....начнем с истории....

     По общепринятому мнению некоторых исследователей, до нашествия Надир- шаха в 1797- 1799 годах Ахты было еврейским поселением.

     По преданиям, древними жителями Ахты были евреи, горские евреи, или местные лезгины, принявшие иудаизм во времена Хазарского каганата.

     Само название села Ахты (Ахоти)- еврейское, переводится как "сестра". По легенде один из уважаемых священнослужителей, узнав, что полчища Надир- шаха готовы уничтожить население за отказ принять ислам, первым принял ислам и выдал свою сестру за одного из предводителей персидского войска. Село было переименовано в Ахоти, которое со временем видоизменилось в "Ахты". У местных лезгин сложено много легенд и песен на ту тему. Предания гласят, что выдача еврейки замуж за предводителя мусульман смягчила сердца последних, и многим евреям удалось скрыться в горах, избежав отступничества. Время принятия ахтынцами ислама, согласно историческим источникам, совпадает с нашествием Надир- шаха, что подтверждает народные воспоминания.

     Предания о разрушении воинами Надир- шаха аула Ахты сохранилось в памяти жителей соседних лезгинских деревень. Евреи Ахты в массе своей отказались принять ислам. В деревню прибыл карательный отряд: "кони давили копытами детей; взрослых связывали по рукам и ногам и бросали в бурную реку". Часть жителей Ахты все же согласились принять ислам. Столь же траническая участь постигла и евреев аула Джалган в окрестностях Дербента, "кровь которых лили, как воду. Очень немногие из них приняли магометанство".

     Всеволод Миллер в 1894 году писал: "Жители села Ахты (Дагестан) до сих пор сохраняют воспоминания о том, что их предки были евреями, что и сейчас там есть лезгины, зажигающие в пятницу вечером свечи"; "Жители села Ахты (Кюринского округа, на Самуре) до сих пор (1928 г.) как и 40 лет назад, сохраняют воспоминания о том, что их предки были "евреями"".

     ....открытие минеральных вод...

     Кто был в Ахты, тот отметит обязательно, что это край благодатный. Чистый воздух, целебные воды, плодородная долина, полезные ископаемые, две речные артерии Ахты- чая и Самура, прекрасные сады, в которых произрастают разные сорта фруктов, особенно яблок, таких как одесский, дагранат, бельфлер, джиргаджи, зеленый шафран и мн.другие. Ахтынские яблоки славятся на Ближнем Востоке, в Средней Азии, России.

     Не случайно многие иностранные государства, восточные орды, дикие племена устремлялись в вожделенную и благодатную Самурскую долину. "Нуширван, - писал А. Бакиханов в своей исторической монографии "Гюлистан-и-Ирам",- в бытность еще царевичем проживал в Дербенте и, услышав много хорошего о минеральных водах близ Ахты находящихся, отправил родственника Шах- Баны с несколькими нукерами отыскать воды и спытать их. Получив от Шах- Баны одобрительные сведения об открытый водах, отправил туда 60 семейств из персов и 300 человек воинов, которые близ самих вод основали деревню и устроили бани, наложив на пользующихся оными подать, с тем чтобы весь доход поступал в казну Нуширвана". Когда же последний сделался шахом, то почетные жители нынешнего селения Ахты прибегали к правителю своему Шах- Баны с просьбой о сложении с бань подати, говоря, что, вероятно, Нуширван, если он только правосуден, не откажет им в исполнении их просьбы, в особенности когда узнает о скудости земли их. И действительно, Нуширван, по представительству брата своего Шах- Баны, избавил их от подати и заслужил от потомтсва названия царя справедливого. По смерти Шах- Баны владение селением Ахты поручено было его сыну Шах- Сану, который управлял им 12 лет.

     Приблизительно в эти времена прибывшие иранцы построили на горе КIелез хев крепость "Шах- баны" и долгое время, живя в Ахтах, вели борьбу с пришедшими в Самурскую долину хазарами, имевшими желание захватить Ахты. Это событие произошло в 530 году, т.е. 1478 лет тому назад, кстати, задолго до появления на карте древнерусского государства.

     .....теперь о главном и полезном...... памятка туристу....

     В селе Ахты вверх по течению реки по обоим ее берегам из- под земли бьют термальные воды, отличающиеся по своему химическому составу, температуре и соответсвенно, разные по своему лечебному воздействию.

     Научно- изыскательские работы по изучению характера этих источников, их минерального содержания и обоснованности их применения при определенных заболеваниях были проведены только в 40- 50-е годы XX в. Пятигорским научно- исследовательским институтом физиотерапии и курортологии.

     Установлено, что Ахтынские термальные источники представлены в основном тремя группами минеральных вод: сероводородные, родоновые и йодо- бромные. Кроме того, выявлен источник лечебно- столовой гидрокарбонатной воды, которая находит широкое применение при хронических воспалительных заболеваниях желудка, печени, поджелудочной железы, кишечника.

     Источник № 1 (солдатский) расположен на левом берегу Ахты- чая в районе "Гьамам"- выше остальных источников. Температура воды 53 градуса, дебит 65 000 л/ сутки. Значительная часть воды поступает во вновь построенное ванное здание с шестью номерами размером 2,5x1,5 м. каждый.

     Воды применяются наружно, в виде ванн для лечения таких заболеваний, как суставной ревматизм, радикулит, а также внутрь как питьевая вода при лечении гастритов с повышенной кислотностью, язвенной болезни желудка, 12-перстной кишки и т.д.

     Источник № 2 (мужской лезгинский) расположен ниже предыдущего источника. Температура воды 50 градуса, дебит 62 000 л/ сутки. Имеет слабый запах сероводорода, за счет уменьшения содержания в воде ионов магния и кальция увеличивается содержание ионов хлора и гидрокарбоната. Вода применяется в тех же случаях, что и вода источника №1.

     Источник № 3 (офицерский) расположен чуть ниже слева от солдатского. По химическому составу и применению аналогичен первым двум источникам. Температура воды 50 градусов, дебит 24 000 л/ сутки.

     Источник № 4 (лезгинский женский) находится ниже мужского, в центре курорта. Температура 52 градуса, дебит 81 000 л/ сутки. 

     Источник № 5 (главный корпус) находится в здании детского санатория и обеспечивает водой 4 ванны этого санатория. Температура воды 51, 6 градуса, дебит 19 200 л/ сутки.

     Источник № 6 (теплый) расположен у дороги, идущей из Ахты в с. Куджах. Температура воды 27, 5 градуса, дебит 5400 л/ сутки. Повышенное содержание магния. Вода используется для приема внутрь при гастритах и коликах.

     Источник № 7 (теплый). Расположен ниже офицерского. Температура воды 37 градусов, дебит 4000 л/ сутки. Отличается несколько повешенным содержанием щелочно- земельных элементов. Местные жители называют этот источник "музуладин яд" (вода от перхоти).

     Кроме указанных, существуют еще три источника горячих вод в районе Джани (Жини), расположенном в одном километре от курорта, вниз по течению реки Ахты- чай. Температура воды 43 градуса, дебит значительный.

     Вода щелочная, по минеральному составу близка к ессентукским соляно- щелочным водам, но с меньшей минерализацией. Содержит значительно больше хлора, чем другие источники.

     Одиннадцатым горячим источником является "Камун яд" (ущельная вода) расположившийся на левом берегу реки Самур, в трех километрах от селения Ахты, напротив Ахтынской крепости. Это содовый источник. Температура 32, 7 градусов.

     Источники пробиваются на поверхность с огромной глубины- 1.700 метров.

                          В селе Ахты большое количество мостов- настоящих символов дружбы. Многие из них на протяжении десятков лет превратились в историко- культурные и исторические памяткини. Так, в 1915 году англичанин Джиорс и бельгиец Дебернарди по итальянскому проекту  (потому его называют итальянским мостом) построили арочный железобетонный мост через реку Ахты.

     Обидевшись на это, инженер- самородок , зодчий арочных мостов Идрис Юнусов в знак доказательства, что местные смогут построить намного лучше, в 1936 году за короткий срок неподалеку от первого построил уникальной красоты арочный мост. В лезгинских районах он возвел десятки мостов и других сооружений, за врожденный талант в народе его прозвали Уста Идрисом.

                                                                                                                   Людмила Агабекова

 

     

 

   И сегодня, как бы это не казалось удивительным и странным, наша прогулка по Дербенту началась с кладбища. Кырхляр- капы ...

     Мусульмане говорят: "Хочешь порадоваться иди на кладбище, грустишь- иди на кладбище". Такое слова можно встретить не только у мусульман, но и в других религиях. Предложения сложены разными словами, но смысл един. Могильные камни все высокие и тонкие. На плите пиктограммой изображен вид деятельности покойного. Тут похоронены сорок свидетелей Магомета. И здесь нет разделения на бедных и богатых. Пастух и строитель лежат недалеко от свидетелей пророка. Дагестан не делит свой народ по каким- то этнографическим признакам. Главное- чтобы это был Человек. Самое высокое звание горца.

     Встретил нас, очень доброжелательно, смотритель святынь Хусейн. Он любезно изъявил желание провести нас по зиярату и поведал нам истории, которые веками хранит в себе колыбель Дербента, о правительнице Тути- Бике, о том как много лет назад первые сподвижники Пророка вели у стен этой крепости неравный бой с превосходящими силами хазарских племен. Мужество и героизм сорока сподвижников удивляло самих врагов мусульман. В их рядах все больше и больше появлялась паника и уверенность в то, что эти асхабы бессмертны. Но все же, в итоге им удалось окружить асхабов и закидать их тучами стрел. Предводитель хазаров настолько обозлился на то, что потерял столько людей и не смог легко одолеть малочисленное войско мусульман приказал в назидание другим не хоронить тела шахидов. После этого с хазарами начали происходить различные бедствия и природные катаклизмы. Один из старейшин посоветовал царю все таки похоронить тела мучеников. Когда хазары пришли к месту последнего боя сахабов, то обнаружили, что их тела не тронуты тленом, и кровь даже не запеклась на их ранах. Узрев это чудо, они похоронили воинов Ислама со всеми почестями, и вскоре все бедствия исчезли.

     обо всем по порядку ...

       Удивительно, и как во сне, история храниться в рукописях и на устах старшего поколения. Кажется порой, что это выдумка, или сон, который через мгновение исчез и лишь иногда видеться как в тумане. Но именно эти мгновения строят целые тысячелетия нашего будущего поколения и так важно не забыть мудрость и отвагу наших потомков, дабы научиться не падать вниз, а стремиться лишь в ввысь.

     В могилах Кырхляр погребены предводители отрядов "воителей за веру", или газиев, которых в сельджукскую эпоху почетно титуловали султанами. Захоронения тюркских шахидов под стенами цитадели было исторически возможно лишь с последней четверти XI века: при Йагме, представителе Сельджукидов в Баб ал- абвабе, и при Сау- Тегине, хаджибе Сельджукской империи на Кавказе. 

     Значение Кырхляра как объекта культового поклонения временами падало, но традиции, связанные с памятником, никогда не прерывалось. П.И. Спасский, впервые описавший могильник, отмечал, что мусульмане- сунниты свято чтут эти могилы и верят в их чудодейственную силу: заступничество погребенных в них "святых" вызывает обильный дождь, бездетные женщины с молитвой подвязывают небольшие лоскутки к веткам растущих на Кырхляре кустов, веря, что у них будут рождаться дети. По наблюдениям некоторых исследователей, памятнику поклоняются не только сунниты, но и шииты.

     За последнее десятилетие в сфере организации службы на Кырхляре произошли определенные изменения. Святилище обрело добровольных смотрителей, ухаживающих за памятников. Таковым является встретивший нас Хусейн. Они регулируют поток страждущих приобщиться к благодати, исходящей из могил похороненных здесь "святых мучеников". Новые элементы появились и в сфере ритуала. В частности, паломники льют воду на памятник из выемки в одном из саркофагов или из специального сосуда. Некоторым из паломников дают чудодейственную землю, завернутую в лоскуток белой ткани, которая якобы спасает от сглаза и других подобных напастей. Среди паломников Кырхляра сложился обычай отдавать небольшие пожертвования на содержание святого места и помощь страждущим ( в былые времена наоборот, здесь раздавали хорошую милостыню нуждающимся).  

     Нашему взору, смотритель Хусейн, представил древний мавзолей Тути- Бике, воздвигнутый в 1202 году  по мусульманскому летоисчислению (1787- 1788гг.) ханом Кубы и Дербента Фет-Али-ханом в честь своей жены- правительницы города Дербента Тути- Бике.

     Тути- Бике- сестра кайтагского уцмия Эмир- Гамзы. В 1766 г. правитель Кубы и Дербента Фатали- хан женился на Тути- Бике. Шесть месяцев в году Фатали- хан жил в Кубе, шесть месяцев в Дербенте, а в его отсутствие  Дербентом правила Тути- Бике. По договоренности, выдав сестру за Фатали- хана, уцмий должен был стать мужем его сестры. Однако Фатали- хан, женившись сам, передумал выдавать свою сестру за Эмир- Гамзу, что послужило причиной долгой вражды между ними. Несколько раз, пользуясь отсутствием в городе Фатали- хана, Эмир- Гамза нападал на Дербент, но каждый раз Тути- Бике удавалось отражать атаки брата.

     Народная память свидетельствует, что правительница Дербента Тути- Бике в период наивысшей угрозы над городом в 1774 г. со стороны кайтагского уцмия Эмир- Гамзы (родного брата Тути- Бике) проявила стойкость и мужество. Девять месяцев длилась осада города. В городе закончились запасы продовольствия, начались болезни и голод. Эмир- Гамза, известив сестру о ложной смерти Фатали- хана, потребовал сдачи города. Однако она отвергла предложение брата и, переодевшись в мужскую одежду, возглавила оборону города. Когда многие влиятельные вельможи оставили город на произвол судьбы, жители Дербента увидели Тути- Бике на городских стенах среди защитников, где она распоряжалась действиями городского гарнизона и огнем крепостных орудий. О ее храбрости и решительности свидетельствует тот факт, что в момент осады города она не прервала молитвы и по ее завершении, выйдя во двор Джума- мечти, куда ворвался вражеский отряд не растерявшись, ударом кинжала убила их предводителя. Изумленные мужеством женщины враги разбежались. Она своей неустрошимостью вселяла уверенность в защитников города. Во многом благодаря ее мужеству и умелому руководству город и на этот раз выстоял.

     Далее.... Кырхляр ...

     Кырхляр (тюрк. "сорок")- место захоронения сорока "мучеников за веру" (шахидов), одно из древнейших и почитаемых "святых" мест мусульман на Северном Кавказе.

     Кырхляр представляет собой огороженный комплекс надмогильных саркофагов, высеченных из цельных каменных блоков. Саркофаги расположены в четыре ряда и ориентированны по оси запад- восток. Среди них заметно выделяется группа памятников, более крупных по сравнению с остальными. Саркофагообразная форма памятников имеет аналогии в погребальном обряде арабов: так, в эпоху средневековья в Багдаде и других арабских городах грунтовые могилы сверху обкладывались холмиками из камней, так что получалось нечто похожее на саркофаг. 

     Хроника ... известно и такое утверждение, что здесь похоронено 40 арабских мучеников во главе с Салманом бен Рабиа. Дмитрий Кантемир, в начале XVIII века обстоятельно изучивший дербентские древности, зафиксировал предание об огузском происхождении этих могил. Речь в нем идет о 40 "мучениках" за веру, тюркских газиях, судя по именам, перечисленным в Дарбанд- нама ( султан Пир- Али ад- Димашки, султан Чумга, султан Кух-хан, султан хаджи Шамс ад- дин, султан Баба, султан Кучек и др.). В первоначальной версии Дарбанд- нама, написанной в начале XII века, говорилось о 50 "мучеников", однако затем то число было уменьшено до сакрального и в христианстве, и в исламе- 40: во многих религиозных системах считается, что на 40-й день после смерти душа окончательно отделяется от тела. В то же время в преданиях, связанных с Кырхляром, обнаруживаются прямые параллели с восточно- христианской (византийской) легендой о 40 православных "мучениках" и "святых воинах". В Государственном Эрмитаже экспонируется византийский триптих X- начала XI веков, в центральной части которого изображено 40 "мучеников" на Севастийском озере. Они стоят рядами по 10 человек, едва прикрытые одеждами, а над их головами- Богв окружении ангелов, что символизирует рай. В боковых створках триптиха размещено еще по 4 "святых воина".

      Кстати, среди паломников часто можно видеть людей не мусульманского вероисповедания, а также и христиан, и иудеев. Между саркофагами стоит каменная детская люлька(как написано и выше). Если бездетные супруги смогут вместе раскачать ее, то у них обязательно родится ребенок. 

     Эпилог ...

   На память мы сфотографировались с Хусейном и его пернатыми питомцами, белыми голубями. Хорошо что есть еще люди оберегающие святыни, ухаживающие за памятниками и которые могут ответить на вопросы приходящих.

                                                                                                                Людмила Агабекова

 

      30 сентября 2009 года Новруз был включен ЮНЕСКО в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества, с этого времени 21 марта объявлено как Международный день Новруз. Считается, что этому празднику более трех тысяч лет.

       Празнование связано с возниконовением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. 

      Этот праздник весны у каждого народа называется по- разному. Азербайджанцы называют Новруз- Байрам, лезгины Яран- Сувар, даргинцы Хабило- Байрам, табасаранцы Эбелцан, и каждый народ отмечает по своему.

     Происхождение праздника- древнеиранское, связанное с культом солнца и именем легендарного пророка Заратуштры. 

      Существует легенда, что в этот день произошло несколько событий: Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье , мифический царь Тахмурас "отправил в темницу злых духов и безжалостных людей", а "Гоштосп, царевна Каетун и Джомосп приняли веру Маздаясна", т.е. зороастризм.

       Зарождение Новруз также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого в этот день упали лучи солнца.

       Старейший источник, где упомянуто празднование Новруз- это священная книга зороастризма "Авеста". Согласно учению "Авесты", люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась "в шести видах" (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

       У лезгин считается, что чем веселее и радостнее люди встречают Яран- Сувар, тем щедрее к людям в этот год будет природа. Многие народы- землепашцы в этот день прокладывают первую борозду, начинают сев, надеясь на хороший урожай. В дни праздника прекращались войны, кровная месть, забывались ссоры и обиды. Люди жгут большие костры, обязательно готовят семь афаров- лаваши с зеленью внутри, которая растет в лесах Дагестана и Азербайджана. Главным украшением праздничного стола служит сумалак- пророщенная пшеница, рожь и другие злаки, которые за две недели до праздника высевают в небольшой посуде, которую украшают красной лентой. Сумалак олицетворяет надежду на богатый урожай. По густоте и высоте всходов определяли, каким будет в наступающем году достаток в доме.

       Слово "йар" в лезгинском языке имеет несколько значений: "красный", "заря", "красивый", "любимый", "название месяца лезгинского земледельческого календаря". Красный цвет в жизни лезгин занимает важное место. Согласно их древним верованиям, земля держится на рогах красного быка, которому поклонялись, а жертвенного быка хорошо кормили и на шее завязывали красные ленты.

      Красный цвет ассоциируется с жизнью, кровью. На крови клялись, кровью братались, кровью смывали позор. На невесту накидывают красное покрывало, красным платком украшали шею коня- победителя или доброго вестника. В орнаментах и рисунках лезгинских ковров используются почти все оттенки красного цвета. За неделю до наступления Яран сувар лезгины носят на запястьях красную нить.

       Также Яран- Сувар (Новый Год) назван, по мнению ученых- этнографов, по имени древнего лезгинского весеннего бога по имени "Яр". Существовало поверье, что если не предпринять соответствующих мер, может так случиться, что "яру яда" (т.е. "яр ударит, убьет").

        В ауле Ахты бытовал обычай "кражи огня". Для хозяина дома считалось позором "потерять огонь", а для "вора"- свидетельством его мужества и умелости. Поэтому все заботились об охране костров до полного их гашения, а если случалось, что ловили "вора", кравшего огонь, то это обычно кончалось серьезными потасовками и драками, подчас превращавшимися во вражду между молодежью разных магалов и тухумов. Ночью 22 марта во всех концах аула слышалась ружейная пальба, в русле Ахты- чая с помощью пороха взрывали огромные валуны, а некоторые сельчане, взобравшись на близлежащие горные склоны, поджигали огромные колеса и пускали "крутящиеся огни" вниз в сторону аула. 

                                                                                                                    Людмила Агабекова

 

 

      

     Год литературы совпал с юбилеем одного из старейших городов нашей страны- Дербента. Этому древнейшему духовному и экономическому центру Кавказа исполнилось две тысячи лет. На протяжении этого времени город служил важным узловым пунктом Великого Шелкового Пути. Его по праву можно считать колыбелью нескольких мировых религий, но и поныне Дербент остается образцом многонационального и межконфессионального согласия. В 2006 году Дербент заслужено получил премию ЮНЕСКО как самый толерантный город мира.

     Известнейшие историки и путешественники древности побывали в Дербенте- от Плутарха и Птолемея, Плиния Старшего и Тацита до Афанасия Никитина и Марко Поло.

     До начала XVIII века Дербент был шире открыт Востоку, чем России. О нем упоминает в своих произведениях классик персидской поэзии, поэт- романтик и мыслитель XII века Низами Гянджеви. Из Дербента прибыла его жена и муза, вдохновившая поэта на создание шедевров литературы средневекового Востока, среди которых поэмы "Хосров и Ширин" и "Лейли и Меджнун". В поэме "Искандер- наме" Низами Гянджеви описал историю строительства Александром Македонским дербентских каменных стен и сооружений, которые перекрыли проход между морем и хребтами гор.

     По- настоящему Северный Кавказ стал приоткрываться для российского общества после Персидского похода Петра I. Но лишь в XIX и XX веках кавказский колорит и образы "железных ворот Кавказа"- Дербента нашли свое место в мировой литературе.

      "Заря ахнула от изумления, взглянувши на него впервые: это был поток камней и грязи с трещинами вместо улиц, которых сам почтенный строитель не распутал бы среди бела дня. Все дома родились слепыми, все их черепа были расплюснуты под адской пятой, все они пищали от тесноты, ущемленные между двух высоких, длинных- предлинных стен. Все вместе походило, одним словом, на огромного удава, который под чешуей домов растянулся с горы на солнышке и поднял свою зубчатую голову крепостью Нарын, а хвостом играет в Каспийском море"- так описывает Дербент ссыльный декабрист Александр Бестужев- Марлинский.

     Он четыре года прослужил рядовым Дербентского гарнизонного батальона и сделал немало литературных зарисовок древнего города. Например, в повести "Аммалат- бек" (1831) несколькими мастерскими мазками нарисована картина зимнего Дербента: "Седой декабрь осыпал уже верхи окрестных гор порошею. По улицам Дербента кое- где лежал ледяной череп, поверх его густыми волнами катилась грязь по зубристой мостовой. Лениво плескало море в затопленные башни сходящих в воду стен. Сквозь туман свистели крыльями стада стрепетов и дудаков; вереницы гусей с жалобным криком мелькали над валами,- все было мрачно и угрюмо; даже глупо несносный рев ослов, навьюченных хворостом на продажу, походил на плач по красной погоде".

     Совсем другим предстал Дербент взору знаменитого французского писателя Александра Дюма, который в 1858- 1859 годах совершил путешествие на Кавказ. Двадцать из шестидесяти четырех глав своих путевых заметок, изданных в книге "Кавказ", Дюма посвятил Дагестану, в том числе Дербенту.

     Александр Дюма сумел увидеть величие и великолепие древнего города: "И в самом деле, это был Дербент- огромная пелазгическая стена, которая загораживала дорогу, простираясь от горной вершины до моря. Перед нами находились лишь массивные ворота, принадлежащие, судя по контурам, могущественной восточной архитектуре, предназначенной презирать века. ...Трудно найти город, который по происшествиям, в нем совершившимся, полностью соответствовал идее его возникновения. Дербент был действительно таков; это город с железными вратами, но сам он- весь, целиком, не что иное, как железные ворота; это большая стена, призванная отделять Азию от Европы..."

     Великий французский романист сделал немало метких зарисовок местных жителей, а также познакомил европейцев с рецептами кавказской кухни, в том числе знаменитого шашлыка.

     Кавказская тема получила блестящее развитие в стихах и прозе Михаила Лермонтова, в повестях Льва Толстого "Казаки", "Кавказский пленник", "Хаджи- Мурат".

     В XX веке интерес литераторов к теме Кавказа, Дагестана и Дербента не угасает. Появляются национальные поэты и писатели, воспевающие современный Дербент.

     О городе, его жителях- и о своей любви- писал народный поэт Дагестана Расул Гамзатов. Вот стихотворение из сборника "Суди меня по кодексу любви":

В Дербенте виноградари гуляли

И возносилась древняя лоза,

И предо мной, зеленые, мерцали

Твои, как виноградины, глаза.

     Ему же принадлежат строки:

...Дербент- нам Рим,

Гуниб для нас- Монако.

Нарынкала- Акрополь золотой,

Где светит нам история из мрака.

     Гамзатов посвятил их своему другу и современнику, татскому писателю Хизгилу Авшалумову. Уроженец пригорода Дербента Хизгил Авшалумов создал в своих рассказах и новеллах образ коренного дербентского жителя Шими Дербенди- своеобразный аналог Ходжи Насреддина и бравого солдата Швейка. Шими какой- то неуклюжий, вечно попадает в истории, говорит глупости, танцует и поет песни. Но мы смеемся и плачем, искренне сопереживая литературному герою. "Каждый из нас по- своему Шими Дербенди..."- заметил автор на одной из встреч с читателями.

     Хизгил Авшалумов вплетает в ткань своего повествования множество народных пословиц и поговорок и напитывает фольклорным богатством, народной мудростью татов и других дагестанских народов. Читатель проникается атмосферой дербентских магалов- кварталов с одноэтажными каменными постройками, многие из которых имеют не одну сотню лет собственной истории и обладают неповторимым восточным колоритом. Своеобразные герои писателя, а особенно хитроумный Шими Дербенди, показывают, что дербентский юмор не уступает одесскому или габровскому.

     И в настоящее время не увядает творческая жизнь в древнем Дербенте. Здесь живут и творят поэты и писатели разных национальностей и конфессий- их подпитывает насыщенная историей духовная энергия города.

                                                                                                     Людмила Агабекова

 

 

     Песчаные или галечные- какие пляжи лучше?

     По гальке полезно ходить босиком- стимулировать на подошвах активные точки, которые связаны со всеми внутренними органами. Прогулка зигзагами: вода- суша, прохладное море- горячие камни- прекрасное закаливание. Можно лежа в тени прикладывать к пояснице горячие камни. Процедура называется стоунтерапией.

     А в песок приятно зарываться. Только область сердца оставьте открытой. Провести 15- 20 минут в горячем песке полезно при остеохондрозе, проюлемах с суставами, простате и гинекологических заболеваниях.

 

     Интересно:

     Термин "талассотерапия" (лечением морем) ввел немецкий врач Фридрих Вильгельм фон Халем еще в XVIII веке. Примерно в то же время английский физиолог Ричард Рассел опубликовал книгу о целебности морской воды. С тех пор врачи стали прописывать своим пациентам морские купания, словно микстуру.

     Тогда же впервые появился спрос на услуги учителей плавания, ведь до этого плавать умели преимущественно одни моряки. С тех пор Европа массово пустилась вплавь. Появившиеся чуть больше века назад первые цельные купальные костюмы способствовали развитию моды на плавание. А первые морские курорты возникли только в XIX столетии.

     О пользе морской воды знал еще Гиппократ. Наружно он предлагал применять ее для заживления ран, трещин и синяков, а также для лечения чесотки и лишаев. Морские купания прописывал всем, страдающим нервными болезнями и болями в суставах. Паром от морской воды рекомендовал лечить головную боль, а саму воду (при приеме внутрь) использовать как слабительное средство.

     К сожалению, морскую воду нельзя транспортировать: целебные микроорганизмы, живущие в ней, умирают уже через 48 часов. Поэтому, не откладывая дело в долгий ящик, собирайтесь к настоящему синему морю.

.....следует учесть: море и солнце могут быть опасными для больных с сердечными заболеваниями, гипертоников, онкобольных, людей, страдающих инфекционными недугами, аллергией на йод, а также некоторыми кожными и особенно грибковыми болезнями. Чтобы определить наличие аллергии на йод, пройдите специальный тест. При гиперфункции щитовидки отдых на морских курортах также не рекомендован.

 

     Польза.

     Даже простое пребывание у морской воды способствует регуляции обмена веществ, закаливанию и укреплению организма, усиливает секрецию эпителия бронхиального дерева и тонизирует. Особенно полезно пребывание у моря пожилым людям, тем, у кого проблемы с опорно- двигательным аппаратом, сердечно- сосудистой системой, а также есть заболевания эндокринной и нервной системы.

     Вы приносите неоценимую пользу самому большому органу организма- коже. Именно пребывание на море способствует очищению кожных покровов, когда раскрываются поры и кожные рецепторы буквально впитывают в себя полезные микро- и макроэлементы, минеральные соли, органические вещества, которыми обогащена морская вода. Но не только вода, но и воздух у моря обладает целебными свойствами, в нем содержатся "воздушные витамины": летучие фитонциды, отрицательно заряженные аэроионы, кислород. Содержищиеся в нем испарения морских солей и ионы йода благотворно влияют на дыхательные пути, смягчая и очищая их, поэтому на морском побережье так легко дышится. Помимо того, мельчайшие частицы морской воды, которыми насыщен морской воздух, постоянно омывают слизистые оболочки носа и дыхательных путей, увлажняя их. Эти же микроскопические частицы, впитываясь в слизистые, способствуют насыщению организма полезными минеральными веществами.

     Даже те, кто считают себя практически здоровыми, должны знать, что морская вода, которая имеет в своем составе практически полный набор элементов таблицы Менделеева, способствует активизации всех жизненно важных процессов в человеческом организме и повышает его способность сопротивляться самым разным заболеваниям. Специальные научные исследования установили, что состав морской воды в чем- то схож с составом плазмы крови человека.

 

     Состав морской воды.

     В химическом составе морской воды содержатся такие важные элементы, как калий, кальций, кислород, водород, углерод, магний, йод, хлор, фтор, бром, сера, бор, стронций, натрий, кремний. Минеральные вещества, которые растворены в морской воде, представлены в ней в форме ионов, из- за чего  морская вода- это по своей сути слабый ионизированный раствор, имеющих высокую электропроводимость и обладающий слабощелочной реакцией. Для морской воды характерны такие свойства слабых растворов, как пониженная теплоемкость, повышенная точка кипения и пониженная температура замерзания. Плотность морской воды выше, чем пресной.

                                                                                                              Агабекова Людмила 

      На это раз посещали излюбленное место туристов в Юждаге- уникальный массив: Самурский лиановый лес. Природный уголок поражающий своим разнообразием. Ведь это единственный в России крупный массив реликтового лианового леса. Место нерестилища ценных видов рыб, среда обитания редких диких животных, более сотни которых находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красные книги России и Дагестана ( Выхухоль русская, Черный Аист, Вечерница гигантская- летучая мышь, Кумжа-речная форель, Дозорщик Император- одна из самых больших стрекоз в мире, Жук-Олень).

      Средиземноморские лианы делают лес местами непроходимым и экзотическим. Пышные, гигантские высокоствольные деревья подступают к песчаному берегу.

      Лес пронизан сетью многочисленных родников и речушек- это так называемая "къара- су". По одной из версии название "Самур" samudra- "обилие воды", "паводок", "разлив". Воды дельты реки Самур берет начало в горах, на высоте 3.200 метров, питают Самурский лес.

     Почти 2 тысячи гектаров леса дельта Самура считается Самурским Государственным природным заповедником Федерального значения.

      Уникальность леса в том, что некоторые растения являются представителями так называемого "третичного периода" (67- 2 миллиона лет назад). Также встречаются эндемики- виды, характерные только для данной местности.

      Мы еще раз убедились, что природа Юждага создает огромные потенциальные возможности для кологического туризма. Великолепные ландшафты, еще не поврежденные сельскохозяйственным производством, изобилие флоры и фауны.

      Нам представилась возможность не только прогуляться по лесу и подышать свежим воздухом, но и понежиться на берегу Каспия под лучами солнышка, испить чистой родниковой водицы, ознакомится с нерестово- выростным водоемом для выпуска в море осетровых рыб. Кроме того, все речки заселены речной форелью и у нас была возможность самостоятельно половить форель.

                                                                                                            Людмила  Агабекова